Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОСКОВСКИЙ ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Московский Златоустовский монастырь. Слева направо: Благовещенская церковь, пятиглавый собор Иоанна Златоуста, колокольня, Троицкая церковь. 1882 год
Московский Златоустовский монастырь. Слева направо: Благовещенская церковь, пятиглавый собор Иоанна Златоуста, колокольня, Троицкая церковь. 1882 год
Монастырь во имя святителя Иоанна Златоуста в Москве (недейств.)

Неизвестно точно, кем и когда был основан Златоустовский монастырь. Известно лишь то, что первая деревянная церковь во имя святителя Иоанна Златоуста появилась здесь задолго до слободских поселений мясников и огородников, примерно в конце XIV века. Она была построена на древнем посаде московскими гостями, то есть торговыми людьми, ибо посад тогда шёл от Кремля вплоть до этой территории, а стены Китай-города, отделившей посад от остальной Москвы, ещё не было.

Видимо, спонтанно, в тихом месте близ Кремля, возникло поселение монахов. Впервые Златоустовский монастырь упоминается в летописи в 1412 году, когда здесь был похоронен архидиакон новгородского владыки Иоанна Иоаким. К концу XV века обитель пришла в упадок, и храм Иоанна Златоуста был перенесён в Покровский монастырь.

Восстановление, возвышение и процветание этого монастыря было связано со старанием великого князя Ивана III. Здесь во второй половине XV века стоял его загородный дворец, вокруг которого он усердно облагораживал прилегавшие земли, разбил великолепные сады с фруктовыми деревьями которые запечатлелась в старомосковском названии близлежащего Старосадского переулка. Великий князь обратил внимание на маленькую, притаившуюся близ его двора обитель основанную во имя его небесного покровителя, и принял немалое участие в её благоустоении. По его приказу в 1478 году старый деревянный храм был разобран. Приглашённые псковские мастера всего за год возвели новый пятиглавый собор во имя святого Иоанна Златоуста, освящённый по дню ангела великого князя, 27 января, и ещё маленькую придельную церковь во имя святого апостола Тимофея, - по дню рождения Ивана III, 22 января.

Долго, более года стоял неосвящённым главный собор, ибо великий князь и митрополит Геронтий спорили - как ходить на крестном ходу, посолонь или же против солнца. Когда в 1482 году митрополит наконец дозволил исполнить волю государя и освятил храм, то великий князь учредил здесь игуменство и дал настоятелю монастыря "право предстояния под Воскресенским игуменом выше всех соборных попов и игуменов московских", как писал один старинный историк Москвы.

В 1571 году во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея Златоустовский монастырь был сожжён, а в 1611 году разграблен поляками, но уже в 1613 году возобновлён. В 1663 году главный собор выстроен заново тщанием князя Фёдора Барятинского.

Императорский период

Несмотря на перенесение столицы в новооснованный Санкт-Петербург, монастырь обустраивали и украшали многие государи и знаменитые люди и в новом времени. Так, знаменитый сподвижник Петра I, генерал-адмирала Фёдор Матвеевич Апраксин, был, как и его предки, ревностным покровителем монастыря. В Златоустовском монастыре до революции 1917 года хранилось большое медное паникадило с надписями на шведском и латинском языке, подаренное им в память о своем участии в Северной войне. Именно Апраксин испросил у царя разрешение учредить в полюбившейся ему обители архимандрию и погребать на монастырском погосте знатных людей. Петр в то время был в Киеве и велел митрополиту Стефану (Яворскому) в своем присутствии в Киево-Печерской Лавре 15 августа 1706 года посвятить Златоустовского игумена Антония в архимандрита. Тогда же царь назначил монастырю жалование, так как, хотя пожертвования в него и были щедрыми, но постоянных средств к содержанию монастырь не имел. В 1713 году в монастыре появилась Благовещенская церковь, построенная старанием Апраксина и освящённая митрополитом Стефаном (Яворским) взамен сгоревшей в 1660 году Покровской церкви, также возведённой дворянами Апраксиными. Подклет Благовещенской церкви стал усыпальницей Апраксиных - здесь Фёдор Матвеевич похоронил своего отца, убитого в 1667 году калмыками и башкирами, а потом и сам обрел последнее пристанище в 1728 году.

В 1710 году монастырь получил в свое ведение вотчины, но средств все равно не хватало. 29 мая 1737 года "от копеечной свечки" монастырь сгорел, но был возобновлён пожертвованиями императрицы Анны Иоанновны и частных вкладчиков. Потом его восстановлением занималась императрица Елизавета Петровна. В 1740 году, посетив обитель, она пожертвовала ему 2000 рублей на строительство церкви во имя соименной ей святой. С этого времени средства монастыря значительно увеличиваются. Надвратный храм во имя Захария и Елисаветы - в воспоминание дня тезоименитства императрицы - был окончен в 1742 году по проекту известного архитектора И.Ф. Мичурина. В 1746 году императрица заказала Мичурину постройку красивой монастырской колокольни взамен прежней, относящейся к 1712-1714 годам.

Вскоре, в 1757-1761 годах здесь была выстроена новая Троицкая церковь, основанная ещё в конце XVI века думным дворянином Василием Зюзиным. Изначально её придел был освящён во имя Нерукотворного Спаса. Однако при елизаветинской перестройке храмовый придел переосвятили во имя святителя Димитрия Ростовского, незадолго до того канонизированного. Это был первый престол, освящённый во имя святителя.

При секуляризационной реформе в 1764 году, по новым монастырским штатам, обитель была отнесена к штатным третьеклассным. В 1775 году в обители подтверждена архимандрия. При императоре Павле I содержание монастыря увеличено до 1460 рублей.

В 1812 году Златоустовский монастырь не пострадал от пожара, но был разграблен. Однако, главные ценности и ризница были спасены потому что архимандрит Лаврентий перед нашествием Наполеона в Москву увез их в Вологду. Братия же, отслужив литургию, скрылись из монастыря и скитались по разным приютам, пока не смогли вновь вернуться в стены родной обители. В 1821 году после сильных дождей обитель была затоплена вышедшими из берегов прудами и подземными ключами и только в 1824 году приведена в порядок.

Однако, в том же 1821 году сибирские купцы, торговавшие в Москве, устроили в монастырской Троицкой церкви придел во имя Иннокентия Иркутского, сооружённый на средства Д.П. Шапошникова.

В 1848 году от чудотворного образа Знаменской иконы в Троицкой церкви монастыря исцелился больной холерою - и с этого времени началось процветание монастыря, длившееся до революции.

В начале XX века при монастыре была церковно-приходская школа, а к 1917 году - 4 храма с 6 престолами.

Не только главные вкладчики монастыря, Апраксины, но и многие другие видные личности и роды покоились на погосте Златоустовского монастыря. В 1745 году здесь был погребён генерал-аншеф Александр Иванович Румянцев, отец знаменитого полководца и дед основателя столь же знаменитого музея. Тут упокоились контр-адмирал И.А. Сенявин, генерал-аншеф М.А. Матюшкин, царевичи Касимовские и многие другие.

Советский период и разрушение

Утверждение богоборческой власти сразу же выразилось в переименовании прилегавших к монастырю переулков - Большого и Малого Златоустинских - в Комсомольские, потому что ЦК ВЛКСМ поначалу работал в одном из них. Вскоре, зимой 1933 года, и сам монастырь подвергся закрытию и уничтожению. Его территорию отдали под строительство ведомственного жилого дома для сотрудников Лубянки. На его месте в 1934 году архитекторами Л.З. Чериковером и Н.И. Арбузниковым был возведён жилой дом в революционном стиле конструктивизма со столовой на втором этаже, а на территории монастырского сада позднее построили здание детского сада. Кроме чекистов в новом доме получил квартиру писатель Александр Фадеев. В бывших монастырских кельях, два корпуса которых вдоль северной границы основной территории монастыря уцелели до нашего времени в Малом Златоустинском переулке, собирались одно время разместить клуб Бауманского райкома ВЛКСМ.

Как наследие Златоустовского монастыря уцелела его икона святого Димитрия Солунского: в 1935 году она была передана в Антирелигиозный музей в Донском монастыре, а оттуда - в Третьяковскую галерею.

Настоятели

Насельники

Использованные материалы



[1]  Был отставлен.

[2]  Произведен во архимандриты 15 августа 1706 года. Вторая дата - дата кончины.

[3]  Из соборных священников. Вторая дата - дата кончины.

[4]  Вторая дата - дата кончины.

[5]  Был наместником Чудова монастыря. Переведен в Новгород-Северский Спасский монастырь.

[6]  Был законоучителем кадетского корпуса. Переведен в Пыскорский монастырь.

[7]  Переведен в Данилов монастырь.

[8]  Из вдовых священников. Переведен в Новоголутвин монастырь.

[9]  Из Лужецких казначеев. Переведен в Лужецкий монастырь.

[10]  По Строеву - 22 июня.

Редакция текста от: 01.05.2024 12:12:22

"МОСКОВСКИЙ ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google